Кризис или каприз?

Покладистость и спокойствие вашего ребенка сменяются капризами и упрямством? Взрослея и меняясь, малыш проходит через череду кризисов, каждый из которых очень важен — он подготавливает ребенка к новому этапу развития.

Психологи выделяют три основных кризиса раннего возраста: год, три и семь лет. Само слово «кризис» можно расшифровать как резкий рывок в развитии, переломный момент.

В такие периоды и малыш, и родители оказываются в непростой ситуации, привычные методы воспитания, просьбы и уговоры не помогают, а наказания вызывают слезы. Как быть? Помочь вашему ребенку безболезненно перейти с одной ступеньки развития на другую помогут ваши спокойствие и любовь, мудрость и немного хитрости.

Ощущение свободы

К первому переходному периоду малыш подходит примерно в годик. Если все младенчество ребенок воспринимал себя и маму как единое целое, то к году он уже многое делает сам: ходит, говорит, ест. Новые возможности открывают перед ним неизвестные доселе ощущения. Но маленький исследователь постоянно сталкивается с запретами: туда не иди — упадешь, это не трогай — можешь пораниться, это в рот не бери — опасно. И конечно, желания малыша ограничивают, в ответ он начинает капризничать.

Что делать? Вместо того чтобы запрещать, подумайте, как стать союзником малыша в познании мира — переключайте его любопытство на безопасный вариант. Ребенку нравится рвать книжки? Научите его перелистывать странички, объясняйте, что нарисовано на них. Малыш носится по комнате, а вы переживаете, что он может удариться? Забаррикадируйте опасные места диванными подушками. Карапузу неинтересны куклы и кубики? Позвольте ему играть с кастрюлями и ложками. Другой важный момент годовалого ребенка — привязанность к маме и страх ее потерять. Поэтому малыш боится выпускать родительницу из поля зрения и тяжело переживает разлуку. Ребенок — «хвостик» не отпускает вас даже в ванную и плачет? Разговаривайте с ним через дверь — расскажите сказку, стишок, спойте песенку. Малыш будет слышать ваш голос и успокоится.

Усмирить упрямца

Больше самостоятельности появляется у ребенка ближе к трем годам. Психологи назвали этот возраст «Я сам!» Малыш из послушного «зайчика» превращается в упрямого «ослика», капризничает и на все ваши просьбы и уговоры отвечает «не хочу», «не буду». Ребенок осознает себя личностью и хочет проявлять собственную волю.

Что делать? Предоставьте малышу право выбора, пусть он почувствует, что с ним считаются, добивайтесь своей цели в игровой форме. Собираетесь на прогулку, но ребенок не настроен? Спросите его, где сегодня вы будете гулять: на площадке возле дома или в парке? Не хочет собирать игрушки? Превратите уборку в игру. Например, возьмите в свои руки плюшевого медведя и скомандуйте: «Начинаем веселые старты, кто быстрее соберет игрушки в корзину: ты или мышка?»

Малыши — большие манипуляторы, они постоянно проверяют взрослых на «можно-нельзя». Одна из детских уловок — плачем добиться своего. Истерику легче предотвратить: когда видите, что ситуация накаляется, переключите внимание малыша.

Последняя ступень детства

К семи годам ребенок меняется внешне и внутренне. Теряется его непосредственность, он манерничает, кривляется, становится более агрессивным, замкнутым. В это время привычный способ познания мира уступает место обязательному обучению. Ребенок чувствует свою ответственность перед другими: взрослые просят его помогать по дому, записывают в кружок или спортивную секцию, он идет в школу. Кризис семи лет позволяет малышу осознать себя частью общества. Ребенок понимает, что, если раньше он был просто мальчик (девочка), теперь он — ученик, помощник, друг. И такое стремительное взросление вызывает неприятие, страх: как себя вести, чтобы быть хорошим?

Что делать? В это время ребенок уже может оценивать собственные чувства. Его неокрепшее самолюбие страдает, малыш переживает, поэтому замыкается в себе, скрывает свои эмоции за маской кривляний. На самом деле ему важно мнение окружающих, их оценка. Родителям в этот период нужно быть внимательными к ребенку, готовыми выслушать и поддержать его. Оценивайте не поступок, который он совершил, а отдельные его элементы. К примеру, малыш показывает вам свой рисунок: расскажите, какая часть больше удалась, а где еще нужно доработать. Развивайте интеллект ребенка, читайте с ним больше книг, уделяйте время обучающим играм, учите его справляться со своими эмоциями.